Выставки М. Шагала и А. Самохвалова в Волгограде

09/10/2024
Автор: Нина Дивинская
На выставке офортов Марка Шагала в выставочном зале волгоградского музея им. Ильи Машкова

В выставочном зале музея им. Ильи Машкова в Волгограде часто проводятся выставки, которые знакомят посетителей с творчеством известных художников. В октябре 2024 года в зале на ул. В.И. Чуйкова проходят выставки работ Марка Шагала и Александра Самохвалова — это прекрасная возможность увидеть уникальные произведения искусства и проникнуться их творческим миром.

"Максим Телятников, сапожник" иллюстрация Шагала к "Мёртвым душам Гоголя" Экспозиция с работами Марка Шагала в выставочном зале Волгограда

Марк Шагал (6.07.1887 - 28.03.1985), известный своими яркими, мечтательными композициями и использованием символики, создает атмосферу романтики и магии. Его работы часто отражают еврейскую жизнь и культуру, а также личные переживания и эмоциональный опыт. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Александр Самохвалов (21.08.1894 - 20.08.1971), в свою очередь, представляет другую сторону русской живописи. Его картины отличаются реализмом и вниманием к повседневной жизни. Самохвалов был мастером портрета и натюрморта, и его работы отражают широкий спектр человеческих эмоций и характеров. Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» — полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального. Занимался он и книжной графикой. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника.

Выставка, объединяющая произведения этих двух художников, позволяет увидеть разнообразие стилей и подходов, по новому открыть их творчество.

Иллюстрации Александра Самохвалова в выставочном зале музея Машкова в Волгограде

Когда я слышу имя Марка Шагала, в моём воображении сразу возникают яркие образы его музы — Беллы, первой жены художника. Картины, такие как «Над городом», «Прогулка» и «Легка на подъем», наполняют мою память романтическими моментами и духовной глубиной. Но в этот раз моё внимание привлекли его работы в технике офорта.

Шагал, известный своими красочными и мечтательными холстами, демонстрировал удивительное мастерство в графике. Его иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя впечатляют не только техническим исполнением, но и глубиной смыслов. Добрая ирония, заключенная в утрированных карикатурных чертах персонажей, позволяет смотреть на них снова и снова, находя всё новые детали и оттенки. Каждый офорт — это миниатюрная пьеса, в которой исполняются не только привычные сюжеты, но и весь спектр эмоций, присущих человеческой жизни.

Не зря Шагала иногда называют виртуозом провинциальных душ. Его работы способны передать атмосферу заброшенных, но глубоких миров, в которых каждый персонаж оживает, становятся персонажами рассказов и драм. Офорт Шагала — это не просто графика, это целая вселенная, вмещающая в себя странствия, встречи и размышления.

На выставке, где я открыла для себя творчество Александра Самохвалова, я вновь убедилась, как богат и разнообразен мир книжной графики. Этот художник, последователь Кузьмы Петрова-Водкина, ассоциируется у меня с живописными образами Советских Венер и Джоконд, но его графика раскрывает совершенно иной талант. На выставке я увидела его рисунки, выполненные акварелью и карандашом — некоторые из них выглядят настолько натуралистично, что сложно удержаться от восхищения. Рядом с ними — яркие, карикатурные образы персонажей, каждый из которых обладает ярко выраженным характером. Легкие линейные портреты Самохвалова сразу же привлекли мое внимание; этот стиль я тоже часто использую в своих зарисовках.

Художники-современники такие разные и в то же время так много общего. С детства мечтая стать иллюстратором, я поняла, что подобные события и выставки дарят нам не только эстетическое наслаждение, но и стремление к самовыражению.

Иллюстрация к книге "Русские повести XIX века" художника Самохвалова На фоне экспозиции иллюстраций Александра Самохвалова